ВОСПОМИНАНИЯ О МУЖЕСТВЕ
Революция, гражданская война. Великая Отечественная...
Время идет, отдаляя от нас, сегодняшних, события минувшего. Время
приближает их к нам. Высвечивает новые подробности. Смывает случайное,
обнажая существо. Возвращаясь к прошлому, мы прикасаемся. К настоящему
- у его истоков. Оживить на экране историю - есть у нашего киноискусства
и такая задача. Но куда важнее обнаружить там вечно живые начала,
лежащие в основе социального и нравственного опыта, который нам
надлежит хранить и умножать сегодня.
Тем, кто не вернулся
Новая работа киностудии имени А. Довженко "В бой идут одни
"старики" (сценарий Л. Быкова, Е. Оноприенко. А. Сацкого,
постановка Л. Быкова) - фильм авторский в строгом смысле этого термина
Не только потому, что режиссер Леонид Быков является и одним из
авторов сценария, и исполнителем центральной роли. Говоря "авторский
фильм", я имею в виду не формальные обстоятельства, заверенные
титрами, а цельность оригинальной идейно-художественной концепции
произведения, пронизывающей и организующей его. Вот главное достоинство
картины, обеспечивающее ей место в ряду заметных явлений советского
кино последних лет.
Главное, но далеко не единственное.
По-разному можно увековечить красоту подвига. Гранит обелисков,
бронза скульптур, пламя на могиле Неизвестного солдата... Да. это
нужно людям, это останется на века! Но есть и другое - скромные
деревянные звезды на безымянных холмиках, пожелтевшие от времени
карточки в самодельных рамках, тонкие пачки писем-треугольников,
сохраняемых как самая дорогая семейная реликвия. Память о прошлом
прочна и многолика. И в том, что наше искусство сегодня, почти через
тридцать лет после победы, вновь и вновь возвращается к темам войны,
сказываются глубокие внутренние закономерности нашей духовной жизни,
приметы времени.
Фильм "В бой идут одни "старики" тоже - о войне.
Точнее, о людях на войне. И - просто о людях, о многих, разных;
у каждого из них была своя жизнь, свой круг интересов, свои заветные
думы... Война стала их общей судьбой.
Какими вы были, ребята, двадцатилетние лейтенанты военных выпусков?
В летных школах вас обучали по ускоренной программе. Уже в боевой
эскадрилье вас доучивали "ветераны", "старики",
которым было едва за., двадцать. И скоро вы поднимались в небо,
шли в бой вместе со "стариками", крыло к крылу...
Бережное, глубоко уважительное отношение режиссера к своим героям
характеризует картину Л. Быкова. Стиль ее, свободный, естественный,
как дыхание, допускает самые резкие и неожиданные эмоциональные
перепады. Композиция - серия разнохарактерных эпизодов, сцепленных
авторским замыслом, а не фабулой. Впрочем, здесь есть и история
в обычном понимании слова, даже несколько историй: вспомним невероятные
приключения гвардии капитана Алексея Титаренко, главного героя фильма,
вспомним, что он почти ни разу не остается в кадре один.
Да я куда он денется от своей эскадрильи, от "второй поющей"!
В небе ребята воюют рядом - на земле вместе поют. Потому что "война
- это все
преходяще. А музыка вечна!" - говорит Титаренко.
Музыка, песни военных лет - важная "составляющая" выразительного
строя картины. Щедрое обилие музыки (с экрана прозвучит чуть ли
не десяток известных мелодий и песен) - это, конечно же, своего
рода условность, по условность вполне уместная, не вступающая в
противоречие с другими художественными
приемами постановки. Во всяком случае, нигде не возникает впечатления,
что на экране идет "вставной номер". А например, эпизод
гибели Сергея Скворцова, направившего горящий самолет в последнюю
атаку на скопление воинских эшелонов гитлеровцев,- когда звуковым
фоном изображения выбрана украинская народная песня (всего минуту
назад пел ее Сергей!) - это просто блестящий образец звуко-зрительного
режиссерского решения.
Актерский ансамбль фильма подобран очень тщательно, продуманно,
причем запоминаются и основные персонален - Смуглянка (С. Подгорный),
Кузнечик (С. Иванов), Ромео (Р. Сагдуллаев), и участники эпизодов,
к примеру, Макарыч. пожилой механик на аэродроме, - в талантливом
исполнении А. Смирнова. Что же касается Л. Быкова, то он, в общем,
играет точно и с большим чувством, умело п деликатно "ведет"
своих партнеров, задает верный тон, но, на наш взгляд, не до конца
использует возможности роли.
Мотив мужества, героизма, ставшего нормой существования, главенствует
в картине, но одновременно затрагивается и ряд других емких тем.
Одна из них - тема интернационализма. Титаренко и его командир вспоминают,
как воевали в Испании (не под Мадридом ли получил капитан Золотую
звезду, а заодно - и свое прозвище Маэстро?..). В составе "второй
поющей" служат сибиряк Алябьев, грузин Вано, узбек Ромео...
Но и здесь создатели ленты избегают "громких слов" п какой
бы то ни было навязчивости.
И только в самом конце, когда уже почти все сказано и остается место
лишь для заключительного аккорда, тон фильма становится открыто
патетическим. Тогда и появляются на экране Вечный огонь, кладбище
русских солдат где-то за границей, а потом - надпись: "Не вернувшимся
из боевых вылетов посвящается". Что ж, право на такой финал
фильмом заслужено.
Н. Савицкий
|