ПРОФЕССИЯ - АКТЕР
Глава из книги "Профессия-актёр".
Леонид Федорович Быков (1928-1979), окончив в 1951
году Театральный институт в Харькове, стал в кино признанным актером
лирико-комедийного дарования. Сделавшись режиссером, Л. Быков сначала
ставил комедии; "Как веревочка не вьется..." и "Зайчик",
В 1973 году Л. Быков снял свой первый фильм о войне "В бой
идут одни "старики", в котором его талант открыл себя
с новой стороны. Рисуя непосредственное течение жизни военных летчиков,
картина соединяла комедийное с трагическим, "армейские"
шутки со смертными, героическими баталиями с той же естественностью,
с какой они смешивались в самой действительности. Действие происходит
осенью 1943 года и в 1944 году. Сражения идут на территории Украины.
Немецкое командование перебрасывает под Киев асов Геринга. "Фоккеры"
с намалеванными на них для устрашения тузами, появляются и над аэродромом
показываемого нам авиаполка; Полк тоже получает пополнение. Ими
и оказываются "желторотики" из Оренбургского училища -
ускоренный выпуск. Они обучены взлету и посадке, а летать как следует
и воевать им предстоит научиться здесь - у "стариков",
которым примерно по двадцать три года.
"Желторотики" не случайно рвутся во вторую эскадрилью.
Ее командир капитан Титаренко, Герой Советского Союза, - человек
необычайного обаяния. Роль Титаренко играл в фильме сам Л. Быков.
Произнеся с непередаваемо серьезным видом: "Кто сказал, что
надо бросить песни на войне?", Титаренко экономно взмахивает
рукой, и его эскадрилья, обратившись в самодеятельный хор, дружно
вытягивает куплеты "Смуглянки-молдаванки". Ветераны и
новоприбывшие во второй эскадрилье моментально "спелись"
не только в переносном, но и в буквальном смысле этого слова.
Однако в этой простой и ясной, как песня, картине звучит непреходящая
печаль. Страшный реальный лик войны представлен в хронике, показывающей
острейшие моменты воздушных боев с гитлеровцами. И в самом сюжете.
Гибнут многие герои фильма. Нет больше лейтенанта, ласково прозванного
Смуглянкой, нет "Ромео из Ташкента", нет и его невесты
Маши, которая отныне будет смотреть на мир только с фотокарточки
под фанерной звездой на могильном холме. Мужество летчиков, фронтовое
товарищество, их вера в победу проходят все новые испытания, они
не истребимы, передаются от ветеранов к "желторотикам".
В финале в бой идут новые "старики" - опытными летчиками
стали теперь недавно прибывшие.
В этом фильме Л. Быков сделал первую успешную попытку показать быстрое
мужание человека на войне.
Во второй картине "Аты-баты, шли солдаты..."
(1976 г.) художник решал еще более сложную задачу: он воплотил развитие
характера героя в условиях фронтовых будней, существенные перемены,
которые происходят в его миропонимании и поведении. Действие здесь
также происходит в 1944 году, герои фильма - снова истребители,
только не летчики, а истребители танков. Командиром их взвода назначен
старший лейтенант Суслин (В. Конкин), только что закончивший училище.
Три причины сильно повлияют на Суслина и сделают его другим человеком:
труднейшая "притирка" молодого офицера к солдатам, нечаянная,
короткая встреча с любимой девушкой и, главное, первый и последний
в его жизни бой, в течение которого он успевает многое с разительной
ясностью для себя открыть перед тем, как в том же бою, вместе со
всеми остальными своими бойцами, погибнуть.
Поначалу служебное рвение Суслина, прямолинейность его мышления,
душевная глухота, тщеславие вызывают у солдат резкий отпор. Подбивший
в боях уже не один танк, бывалый боец Святкин - эту роль играет
Л. Быков - не упускает случая поставить лейтенанта, проводящего
учебные бои, в смешное положение. Только постепенно приходит к Суслину
понимание в людях всей сложности их характеров, уважение к их жизненному
и боевому опыту, умная щедрость сердца. Прибыв на передовую, Суслин
получает от комполка приказ занять обе дороги, ведущие в деревню
Ильинку, где расположился взвод. Вражеская моторизованная группа
с танками и бронетранспортерами, прорвав окружение, двинулась с
отчаянной быстротой по пути, на котором стоит Ильинка. Стоять насмерть,
покуда подоспеет вызванное комполка подкрепление, - таков приказ.
Взводный Суслин не сразу оказывается способным принять в бою участие
как офицер, то есть как организующая, направляющая остальных сила.
И самые, наверное, волнующие моменты этого фильма - те, в которых
опытные бойцы, и прежде всего Святкин, помогают Суслину преодолеть
растерянность, собраться с силами.
Достоинство режиссуры Л. Быкова состоит в том, что он не только
внятно передает сложный ход боя, но и воплощает драматизм происходящего,
рисуя самочувствие людей, не упуская подробностей поведения каждого,
кто совершил свой последний подвиг. Танк за танком выводят из строя
истребители, но железные махины из немецкой колонны продолжают с
отчаянным упорством двигаться через мост. Гибнут один за другим
бойцы, кончаются патроны. Отдав оставшиеся у него полдиска Суслину,
Святкин бросается под танк с гранатой. Очередной танк движется на
окоп Суслина. Юный лейтенант встает на бруствер, глядя смерти в
лицо. Отбросив его обратно, танк, завывая мотором, ездит взад-вперед,
"утюжит" окоп... Передавая подлинный трагизм войны, фильм
напоминает современному зрителю о той дорогой цене, которой досталась
великая победа над врагом.
Лемешева Людмила.
Киев.
|