На главную
Биография    Фильмография    Статьи    Галерея    Памяти Маэстро    В бой идут одни "старики"    Форум

Мелодрама, вызвавшая бурю ("Алешкина любовь", 1961)

Эту замечательную картину можно сравнить со старым вином: чем больше проходит лет с момента ее создания, чем крепче и вкуснее она становится. Ведь когда "Алешкина любовь" вышла на экраны страны, ее не самым лучшим образом встретила и критика, и массовый зритель. Критика обрушилась на фильм с зубодробительной критикой, а зритель предпочел фильму откровенные поделки, которых сегодня практически никто уже и не помнит. Взять, к примеру, картину "Осторожно бабушка", которую даже один из ее героев - Ролан Быков - назвал худшим фильмом в своей карьере: в прокате 1961 года она заняла 4-е место (40,3 млн. зрителей), в то время как "Алешкина любовь" - 20-е (23,7 млн.). Однако самый главный судья - время все расставило по своим местам.

Долгие мытарства сценария

Историю с фильмом заварил в 1959 году 34-летний драматург Булимир Метальников, стараниями которого за год до этого на свет появилась хорошая мелодрама Льва Кулиджанова "Отчий дом", где в большом кино дебютировала Людмила Марченко (она играла городскую девушку Таню, которая, узнав, что она приемная дочь, приезжала в деревню, чтобы повидаться со своей настоящей матерью). На волне успеха этого фильма, который был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Минске в 1960 году, Метальников сочинил еще один "деревенский сценарий" - "Простая история". И снова - попадание в "десятку": фильм был хорошо встречен зрителем, а роль Саши Потаповой в исполнении Нонны Мордюковой считается одной из лучших в карьере этой замечательной актрисы.

Между тем сразу после "Простой истории" Метальников сочинил еще один сценарий. Это опять была мелодрама, но уже 1еревенская". В "Чужой любви" речь шла о том, как невзрачный геолог Алешка влюбился в красавицу-стрелочницу Зинку. Но ввиду того, что по какой-то причине "родная" для драматурга киностудия имени Горького (именно там были экранизированы предыдущие работы Метальникова - "Отчий дом" и "Простая история") отказалась ставить "Чужую любовь", сценарий был отдан на другую столичную киностудию - "Мосфильм". Там 13 апреля 1959 года со сценаристом был заключен договор на постановку фильма, который в процессе работы получил другое (более удачное, на мой взгляд) название - "Алешкина любовь".

Ставить фильм взялось 3-е творческое объединение, которое нашло сценарий Метальникова весьма удачным и своевременным. Однако автору были выражены и кое-какие претензии как в развитии сюжета, так и в характерах главных героев. Все лето и начало осени сценарист эти погрешности старательно исправлял. В октябре состоялось очередное обсуждение сценария в 3-м объединении. И снова он был признан незавершенным и автору было предложено довести его до более приемлемого состояния. Главный редактор объединения И. Маневич в своем заключении, в частности, писал: "Любовь Алексея рассказана Вами ясно, видно, но порой холодновато, вяло, без большого волнения. Она недостаточно индивидуальна И страстна. В этой любви мало перипетий, переходов Алешки из одного состояния в другое, чувство не всегда проявляется достаточно ярко и сильно. Мы плохо представляем себе, чем является Зина в глазах любящего ее Алешки, мало знаем о содержании их отношений. Хотелось бы больше силы, темперамента в проявлении чувств героев..."

19 января 1960 года новый вариант сценария был вынесен на суд все того же худсовета. На этот раз большинству присутствующих материал понравился безоговорочно. Добрые слова о нем сказали такие мэтры советской кинематографии, как Евгений Габрилович и Юлий Райзман. Хотя и без претензий не обошлось. Тот же Райзман категорически потребовал убрать из сценария эпизод драки Алешки и Николая (последний оскорбил Зинку, Алешка за нее заступился, но был нещадно бит более сильным соперником). Однако Металышков нашел в себе силы возразить мэтру и сказал, что драку из сценария ни за что не выкинет, поскольку она многое дает в понимании характеров героев и их дальнейших поступков. Как мы теперь знаем, победил в этом споре сценарист.

Однако главным итогом этого обсуждения стало то, что худсовет, хоть и отправил сценарий на новую доработку, однако принял принципиальное решение о запуске его в производство. В тот же день были названы и постановщики, которым и скором времени предстояло экранизировать сценарий. Снимать "Алешкину любовь" доверили двум режиссерам: Семену Туманову и Георгию Щукину. Несмотря на свой уже далеко не молодой возраст (Туманову было 38 лет, Щукину - 35), оба они год назад с блеском закончили Высшие режиссерские курсы (причем оба имели еще по одному образованию: Туманов был актером театра, а Щукин - архитектором) и считались самыми талантливыми на киностудии среди молодой поросли. Это была их первая самостоятельная картина, на которой они должны были на деле доказать, что те восторженные авансы, которые им выдавались на курсах, отнюдь не ошибка.

4 февраля худсовет объединения рассмотрел новый вариант сценария. На том заседании он был окончательно утвержден и запушен в режиссерскую разработку. В апреле начался подготовительный период, во время которого начались интенсивные поиски актеров на главные и второстепенные роли.

Трудные поиски Алешки

Поскольку "Мосфильм" был связан кровными узами со столичным Театром киноактера, то естественно, что главный упор постановщики фильма делали на питомцев этого коллектива. Само руководство ТКА рекомендовало на роли в картине следующих артистов: Зина - Ия Арепина, Изольда Извицкая. Людмила Гурченко; Аркашка - Раднер Муратов, Юрий Белов, Александр Лебедев; Лиза - Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова; Илья - Иван Рыжов; Николай - Иван Сайкин. Юрий Саранцев. Подходящую кандидатуру на роль Алешки ТКА подобрать так и не сумел. Но режиссеры не огорчились: в их распоряжении были картотеки других киностудий страны плюс учащаяся молодежь ВГИКа и театральных училищ.

К началу мая круг актеров, из которых предполагалось выбрать героев фильма, был фактически определен. 10 июня худсовет объединения собрался на свое последнее заседание, чтобы утвердить окончательные кандидатуры на роли. В итоге были утверждены следующие исполнители: Лиза - Ольга Хорькова; ее муж Илья - Борис Балакнн; Аркашка - Юрий Белов; Женька - Александр Зайцев; Сергей - Владимир Гуляев; Николай -Иван Савкин; бригадир - Иван Рыжов. На главную женскую роль - Зинки - из четырех представленных кандидатур (И. Арепина, Л. Шляхтур, Т. Витченко, А. Завьялова) была выбрана последняя - 24-летняя выпускница Ленинградского театрального института Александра Завьялова.

Свою первую роль в кино эта актриса сыграла, когда училась на последнем курсе института: это была роль Дуни в фильме "Песня о Кольцове" (1959). Несмотря на то, что роль ею была сыграна прекрасно, это не спасло Завьялову от распределения из разряда "к черту на куличики" - в Брестский драматический театр. Однако предложения сниматься приходи ли к ней и туда. Но актриса от всего отказывалась. До тех пор, пока ее не пригласил сам Александр Зархи, который в 1959 году приступил к работе над фильмом "Люди на мосту". Он предложил ей роль Лены, несмотря на то. что на эту роль были хорошие пробы у другой молодой актрисы - Татьяны Дорониной.

Предложение Зархи сорвало Завьялову с места: она бросила театр и переехала в Москву, поселившись в гостинице "Украина". И в том же 1959 году приняла еще два предложения сняться в кино. Это были фильмы "Ждите писем" и "Хлеб и розы". На "Алешкину любовь" ее сосватал "Мосфильм", где она считалась одной из самых красивых и перспективных актрис.

Между тем на главную мужскую роль в "Алешкинои любви" - геолог Алексей - кандидатур было больше всего. Перед взором худсовета 3-го объединения в тот день, 10 июня, предстали 8 исполнителей. Это были: Л. Куравлев, А. Кузнецов. А. Кожевников, В. Грачев, А. Харитонов, В. Колокольцев. В. Александрушкин. Однако ни один КЗ них влиятельную комиссию не впечатлил, и режиссерам была дана команда продолжать поиски более подходящего кандидата.

Съемки

Еще на подготовительной стадии киношниками были выбраны места для натурных съемок. Ими должны были стать окрестности города Керчи и одна из строительных площадок будущего города-спутника Зеленограда. Однако ближе к началу съемок оба этих варианта были "переиграны" и снимать решено было в одном месте - в окрестностях города Феодосия. Именно там 20 июня начались натурные съемки фильма (снимали геологический лагерь). Поскольку актера на рои. Алешки на тот момент выбрано так и не было, снимали ЭПИЗОДЫ без его участия. Однако ближе к июлю Алешку наконец нашли им стал 31-летний актер Харьковского театра имени Шевченко Леонид Быков, который на тот момент был уже хорошо известен широкому зрителю благодаря ролям в таких блокбастерах. как "Укротительница тигров" (1955), "Максим Перепелица" (1956). "Добровольцы", "Дорогой мой человек" (оба - 1958) и др.

Стоит отметить, что уговорить Быкова сниматься в этом фильме постановщикам стоило больших трудов. Актер категорически не видел себя в этой роли. "Ну, какой из меня Ромео?!" - вопрошал он. И в чем-то был прав: красавцем он действительно не был. К тому же в его памяти навсегда запечатлелся неприятный эпизод, когда он проходил утверждение на роль подобного плана. Это был фильм "Укротительница тигров" (1955), где он играл влюбленного в главную героиню юношу. Эту пробу смотрел министр культуры и категорически ее не утверждал, заявив: "Как этот гадкий утенок может быть соперником самого Кадочникова?!" Режиссеру фильма тогда все-таки удалось отстоять кандидатуру Быкова, но неприятный осадок у него на душе после этого остался. Вот почему, когда ему пришло приглашение играть в "Алёшкиной любви", он поначалу отказался. Но его и здесь удалось уговорить.

Несмотря на то, что оба режиссера фильма были новичками в большом кинематографе, им тем не менее удалось создать на съемочной площадке по-настоящему рабочую атмосферу. Никакого разделения на "звезд" и "дебютантов" не было, все играли на равных, стараясь внести в общую копилку как можно больше положительного результата. Эта благожелательная атмосфера теперь хорошо видна на экране: фильм получился на удивление ровным и талантливым во всех своих частях. Фильм снимался на одном дыхании и практически без простоев. Единственная пробуксовка произошла в конце августа - начале сентября, когда со съемочной площадки надо было на какое-то время отпустить сразу двух исполнителей: Завьялова должна была уехать в Москву, чтобы присутствовать на озвучке своей роли в фильме "Хлеб и розы", а Белов улетел в составе делегации советских кинематографистов в Париж. Но в начале сентября они вновь вернулись в Феодосию, и в течение двух недель натура была благополучна доснята. Группа вернулась в Москву, где в павильонах были сняты недостающие эпизоды в объектах "палатка" и "дом Зинки".

" - Это - вредное, кино!"

Фильм был сдан в конце декабря. Приняли его практически без купюр. На всесоюзный экран "Алешкина любовь" вышла весной 1961 года. И вот здесь случилось неожиданное. Критика встретила его в штыки, усмотрев в этой милой и на удивление талантливой мелодраме массу идеологических недостатков. Критик Л. Погожева даже поместила во влиятельном журнале "Искусство кино" многостраничную рецензию, где не оставила от фильма, что называется, камня на камне. О том, какие страсти бушевали вокруг этого фильма, говорит хотя бы письмо, которое 3 нюня пришло самому министру культуры СССР Екатерине Фурцевой. Под письмом стояли пять подписей людей, которых простыми гражданами никак не назовешь. Открывала список фамилия заведующего отделом пропаганды и агитации Невинномысского горкома КПСС В. Кожевникова, далее следовали подписи заведующей парткабинетом, инструктора отдела пропаганды и агитации, заместителя председателя горисполкома, секретаря горкома ВЛКСМ. В своем послании авторы сообщали следующее (письмо приводится с небольшими сокращениями):
"С общественного просмотра фильма "Алёшкина любовь" мы шли с чувством глубокого разочарования, досады и, даже больше того, обиды за марку студии "Мосфильм".

Кого мы увидели на экране, кто эти люди, чему учат их поступки? Это просто неорганизованная группа пошляков, именующая себя "артелью".
Все персонажи почему-то отрицательные - и молодежь, и люди более старшего возраста, кроме Алешки... Обращает на себя внимание ограниченность героев, ярко подчеркнутый постановщиками цинизм. Удивительно, что, говоря о книгах, эта молодежь из всех произведений Тургенева знает только "Муму" да еще вспоминает несколько произведений иностранных авторов, как. например, "Пармская обитель" и "Манон Леско". Но не упоминают ни одного произведения советских авторов...

Через весь фильм проходит хамски-пренебрежительное отношение к женщине... Девушку называют только Зинкой, ее появление встречают свистом и улюлюканьем. А как постыдна сцена, когда Николай, молодой человек с низменными побуждениями, грубо набрасывается на незнакомую девушку, оскорбляя ее, посягая на ее личность и человеческое достоинство? А эти похождения на ферму, взаимоотношения Сергея с женой товарища и т. д.?
Для чего нужно было авторам выпячивать эту сторону, так нехарактерную для поведения нашей молодежи, для советских людей?

Поражает язык фильма, крайне скудный, пересыпанный уличным жаргоном, бранью и избитыми афоризмами... Каким корявым, несовременным языком рассуждает героиня фильма Зина: "Поди, лучше меня знаете, как началась Алешкина любовь. Или с богом. Сказывают, смеялись над ним" и т. д.

Если проследить за историей зародившейся любви Алешки, то непонятно, за что он полюбил Зину? Может быть за то, что впервые услышал брань, которой она обменивалась с одним из многочисленных поклонников? Ходит Алешка за 5-15 км на свидание, ходит и даже не знает ее имени, не разговаривает, молчит, а она отворачивается и в довершение всего говорит ему пошлости. Разве о такой любви мечтает наша молодежь? Какие духовно обедненные, неживые личности!

У нас создалось убеждение, что авторы фильма оторваны от жизни, не представляют себе подлинного облика нашей рабочей молодежи, ее разнообразного круга интересов, вкусов и запросов. Нет, наша рабочая молодежь не такая.
В этом фильме была возможность показать величие и значение тяжелого труда геологов, изыскателей. Показать настоящий коллектив, дружбу, честность, любовь, верную и преданную...

Мы вполне согласны и поддерживаем выступление Л. Погожевой в журнале "Искусство кино", в котором отмечаются крупные недостатки сценария, затем значительно усилившиеся в самом фильме.
Хотелось бы, чтобы коллектив "Мосфильма" сделал для себя серьезные выводы, повернулся наконец лицом к жизни и не выпускал в свет суррогатов, подобных фильму "Алешкина любовь".

Ну что тут сказать? Большинство претензий, предъявленных авторам фильма, можно смело переадресовать самим авторам письма. Это они "духовно обедненные, неживые личности, оторванные от жизни". Это какими же глазами надо было смотреть картину, чтобы увидеть в ней "хамски-пренебрежительное отношение к женщине" (разве под влиянием Алешкиной любви это отношение не меняется?), "пересыпанный уличным жаргоном язык фильма" (а как должны были изъясняться геологи, большая часть из которых обычные люди со средним, а то и без оного, образованием?). Хотя о чем можно говорить, если авторы письма не поняли даже элементарного: за что Алешка полюбил Зину и почему ходит по 5-15 км к ней на переезд. Видимо, по мнению писавших, девушку можно полю бить только за то. что она передовик производства или видный комсомольский руководитель. А если она машет на богом забытом переезде флажком, не изъясняется высоким партийным штилем, не цитирует Маркса и Ленина, то, значит, и нечего се и любить. Что тут можно сказать? Разве что фразу, которая вырвется шесть лет спустя из уст незабвенного товарища Саахова из "Кавказской пленницы": "Ты жизнь видишь только из окна моего персонального автомобиля, клянусь, честное слово".

К слову, Фурцева, после того как прочла письмо из Невинномысска. специально отправилась посмотреть "Алешкину любовь". И ничего крамольного в фильме не нашла. А когда на "Мосфильме" ей показали целую кипу писем от геологов со всей страны, в которых они благодарили создателей фильма за честную и правдивую ленту про геологов, все претензии отпали сами собой.

Судьба-индейка

После "Алешкиной любви" Туманов и Щукин создали еще одну совместную картину - "Павлуха" (1962). Но ее успех был куда менее скромен, чем у предыдущей картины. Затем мути-дорожки режиссеров разошлись. За последующие 15 лет они создали по доброму десятку картин, но по-настоящему удачных среди них было, что называется, кот наплакал. Причем все удачи относились к творчеству Туманова: "Ко мне, Мухтар" (1965) и "Николай Бауман" (1968).

По злой иронии судьбы, создатели одного из лучших советских фильмов о любви ушли из жизни сравнительно молодыми людьми: Туманов умер в 51 год (в 1973 году), Щукин - в 57 (в 1983-м). В возрасте 50 лет погиб в автомобильной аварии и главный герой их первого фильма - Леонид Быков. Еще один актер из "Алешкиной любви" - Борис Балакин - умер одним из первых: в 1964 году, когда Туманов пригласил его на роль милиционера в "Ко мне, Мухтар". Ему тоже было чуть больше пятидесяти.

Что касается Александры Завьяловой, то ее киношную судьбу нельзя назвать счастливой. В 60-х - начале 70-х она снялась более чем в десяти фильмах, лучшим из которых стал сериал "Тени исчезают в полдень" (1972). После чего власти, обвинив ее в контактах с иностранцами, упрятали актрису в психушку. После чего путь в кинематограф для нее был закрыт на долгие десятилетия.

Советские фильмы -лидеры проката 1961 года

"Полосатый рейс" - 42,34 млн. зрителей;
"Чистое небо" - 41,3 млн.;
"Две жизни" - 41,3 млн.;
"Осторожно, бабушка" - 40,3 млн.;
"Балтийское небо" - 38,6 млн.;
"Битва в пути" - 38,3 млн.;
"Операция "Кобра" - 35,0 млн.;
"Евдокия" - 34,4 млн.;
"Гулящая" - 27,8 млн.;
"Чужая беда" - 24,7 млн.;
"Казаки" - 24,3 млн.;
"Друг мой, Колька" - 23,8 млн.;
"Алешкина любовь" - 23,7 млн.:
"Наш общий друг" - 22,4 млн.;
"Прыжок на заре" - 22,1 млн.;
"Слепой музыкант" - 21,9 млн.:
"Прощайте, голуби" - 21,6 млн.;
"Когда деревья были большими" - 21,0 млн.;
"Карьера Димы Горина" - 20,8 млн.

Ф. Раззаков.
Наше любимое кино. Алгоритм. 2004

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика