На главную
Биография    Фильмография    Статьи    Галерея    Памяти Маэстро    В бой идут одни "старики"    Форум

Как создавался радиоспектакль "Максим Перепилица".
Отрывок из книги Турбина В. С. "Режиссер радио- и телетеатра".

Большую популярность приобрел у радиослушателей герой Ивана Стаднюка - Максим Перепелица. А началось все так.
Однажды летом 1953 года редактор Ольга Новикова предложила мне прочесть рассказ. На книжке небольшого формата стояла незнакомая фамилия - Иван Стаднюк, там было несколько рассказов и среди них "Максим Перепелица на побывке", о котором шла речь. С добрым народным юмором автор рассказывал, как бравый сержант Перепелица провел в родном селе краткосрочный отпуск. Рассказ подкупал авторской интонацией, характером героя, общей атмосферой. Никаких сложных проблем там не было, но за всеми милыми и забавными событиями чувствовалась любовь народа к армии, непосредственность и чистота взаимоотношений. Но для того чтобы на основе этого рассказа сделать сценарий, нужна была работа автора. Пригласили его в редакцию.
Через несколько дней в отдел советской литературы вошел молодой крепко скроенный военный с погонами майора. Он не производил впечатления решительного, видавшего виды боевого офицера - был несколько стеснительным, неторопливым, тихим. Позже мы узнали, что Иван Фотиевич прошагал много тяжелых военных километров, начиная с первых дней войны.
Предложение наше было принято. Работа пошла легко, и через некоторое время готовый сценарий всех нас обрадовал.
На главную роль пригласили молодого артиста МХАТ Алексея Покровского, на роль его товарища сержанта Степана Левады - Владимира Трошина.
Музыкальной основой спектакля были песни, народные украинские и современные советские. Композитор К. А. Корчмарев в оркестровке удачно соединил скрипки и народные инструменты.
Никаких творческих мук, сомнений, поисков. Все сложилось как будто само собой.
А как же было в данном случае с замыслом, концепцией, толкованием материала? Что игралось? Игрался праздник солдатской побывки, начиная с его предвкушения и кончая прощанием. И все. Но зерно праздника было лирико-комедийным.
Премьера прошла 1 января 1954 года. Имела исключительный успех у радиослушателей.
Жаль было расставаться с автором и его симпатичным героем. Решили продолжить. Вернее, написать предысторию - "Как Максим Перепелица стал солдатом". Нужно было делать вполне оригинальный сценарий для радио. Это должна быть история о том, как из парня, который доставлял много хлопот родителям и окружающим, в армии получился тот бравый сержант, который так понравился в первой постановке.
Как построить драматургию? Остановились на таком каркасе: призыв в армию, эпизоды армейского быта, в каждом делается акцент на одной из сторон солдатской жизни: физическая подготовка, учения, солдатская смекалка, дружба и т. д. И в этом процессе Максим преодолевает свои недостатки, постепенно формируется и закаляется его характер.
Иван Фотиевич свое дело сделал. Снова были все подкупающие качества: народный юмор, духовное здоровье, живой выразительный язык и, конечно, песни. Снова вопрос: что играть? Как будто все ясно: как благотворно влияет на парня армейское воспитание. Но сказать это - значит ничего не сказать. Это не ответ на коренной вопрос. Нужно было найти то точное определение, ответ на главный вопрос, который сразу получил бы эмоциональный отклик у актеров, дал бы им конкретную ориентацию, определил бы атмосферу всей будущей радиопостановки.
Я вспоминал свою службу в армии: ночные тревоги, форсированные марши в противогазах, броски с материальной частью, то есть с пулеметами на себе; многокилометровые походы с тактической задачей, и пыль, и снег, и грязь, и ледяной ветер, и жару, и жажду, и слаще любого лимонада воду, зачерпнутую пилоткой из какой-то лужи, и песни, снимающие усталость; парады - утреннее солнце на граненых штыках и над батальоном - "Вставай, не спи, кудрявая", притихшую Красную площадь, "Я сын трудового народа" и гулкий отклик брусчатки на чеканный шаг равняющихся на Мавзолей шеренг... Было во всем этом нечто, благодаря чему я ни разу не пожалел о том времени, хотя оно почти на два года прервало мою работу в театре.
Наконец слово было найдено. Показать, как формируется характер "горячим способом". Путь к постижению логики поведения Максима и его товарищей был открыт. Мы все почувствовали атмосферу, "температуру" солдатской жизни. Открытый здоровый темперамент, в эпизодах, где есть дух соревнования,- азарт молодости. Полнокровно. Мужественно.
Постановка, как и предполагалось, пошла в эфир 8 мая 1954 года.
Была третья передача о полюбившемся герое "Как Максим Перепелица выполнял задание". В этом случае была попытка соединить нашего героя с вполне конкретными известными людьми…

Вернуться на страницу фильма >>

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика