Последняя схватка Ворожейкина

"Апрель 1945 года. Аэродром Альтено вблизи города
Луккау забит самолётами 7-й Гвардейской авиационной дивизии. Непрерывно
поднимаются и садятся "Яки". Взлетаем и мы, инструкторы
Главного управления фронтовой авиации. Курс на Берлин. Я лечу в
паре с Капитаном Константином Трещёвым. Видимость в небе хорошая,
но внизу, словно пенящийся океан, бушует война. Там окружена 200
000 группировка противника. Она рвётся на запад. На выручку ей упорно
стремится пробиться 12-я Армия гитлеровцев.
Через 10 минут полёта показался Берлин. Он похож на
дымящее огнём чёрное чудовище, плотно зажатое раскалёнными клещами
- 1-м Украинским и 1-м Белорусским фронтами. Небо здесь всюду бороздят
советские самолёты. Но вот наземная радиостанция предупреждает о
появлении и вражеских машин.
Два "Фоккера" скользят по волнам копоти,
окутавшей город. Я с Капитаном Трещёвым ныряю туда, но нас опережает
пара "Лавочкиных". Вражеские истребители не принимают
боя и, подобно рыбам, скрываются в пучине дыма, как в половодье.
На "Лавочкиных" сидят, видимо, опытные "рыболовы".
Они понимают, что "рыбки" в мутной воде долго находиться
не могут, и, летя наготове к атаке, ждут, когда вынырнут "Фоккеры".
Мы с Костей тоже ждём. Немецких самолётов теперь в
небе мало, и мы буквально охотимся за ними. Очень хочется хоть один
самолёт сбить над Берлином. И я зорко вглядываюсь в мутное "половодье"
в надежде отыскать силуэты истребителей противника. Нашёл. Они скользят
по крышам города, то исчезая в волнах дыма, то снова появляясь.
Почему бы не ударить по этим силуэтам ?
Только я хотел передать об этом своему напарнику,
как пара "Лавочкиных" стремительно пошла на "Фоккеров".
Те, уклоняясь от огня, метнулись вправо, но опасаясь на развороте
натолкнуться на городские постройки, чуть приподнялись и вынырнули
из дыма. Момент ! И его оказалось достаточным, чтобы "Лавочкины"
сделали короткий бросок и одновременным ударом уничтожили противника.
Нам осталось только позавидовать такой мастерской атаке. А ведь
мы учителя. Впрочем, чтобы быть настоящим учителем, нужно учиться
и у своих учеников...

Немецкий реактивный
самолёт Арадо Ар-234, весна 1945 года.
"Лавочкины" скрылись. А мы всё продолжаем летать в надежде
заудить какую - нибудь "рыбку". На ловца, как говорится,
и зверь бежит. Под нами необычно быстро скользит какой - то самолёт.
Глаза крепко вцепились в него. Под крыльями вижу 4 спаренных реактивных
двигателя. О такой машине нам уже приходилось слышать.
Это "Арадо"
Ар-234, новейший истребитель - бомбардировщик. На нём до четырёх
30-мм пушек и могут быть ракеты. Скорость самолёта около 900 км
/ час. Это последняя новинка немецкой военной техники.
Хотя мы и летали на самых лучших "яках"
- Як-3, но они всё же поршневые и уступают немецким реактивным в
скорости километров на 200. Старыми приёмами его не возьмёшь. Однако,
опыт подсказал, как лучше атаковать неприятеля...
"Арадо" несётся мне навстречу. У меня высота
6 км. Когда реактивный самолёт будет передо мной под углом 45 градусов,
я пойду отвесно вниз и там его перехвачу.
Как всегда, "Як" легко, точно игрушка, перевернулся
и почти отвесно пошёл к земле, быстро набирая скорость. Враг оказался
сзади. Почему бы ему теперь не изловчиться и не ударить меня из
пушек, а может, ещё и из ракет ? Ему стоит только поднять нос, и
он, имея огромную скорость, сразу настигнет меня. И я резко кручу
машину на пикирование, чтобы посмотреть, как реагирует на меня "Арадо".
Самолёт противника по - прежнему летит низко и скоро
обгонит меня. Здесь - то и должен я его подловить. И снова кручу
машину, "Як" повинуется с трудом, как бы жалуясь: "Хватит
меня испытывать !" - и рвётся выйти из пикирования. Я крепко
держу его, продолжая терять высоту. Стрелка прибора скорости уже
вибрирует на круглой и опасной цифре - 700. И мой "Як",
словно отрешившись от жизни, потерял резвость и уже не рвётся вверх,
в небо, а с холодной обречённостью идёт к земле. Машина не рассчитана
на такую большую скорость: может развалиться. А если хватит прочности,
может не выйти из пикирования - засосёт. С полным напряжением мышц
начинаю выводить. Слушается туго, но слушается. Правда, в глазах
темнеет от перегрузки, но я по опыту знаю, это пройдет, стоит только
ослабить давление на ручку. Ещё небольшое усилие. Только бы выдержал
мой "Як" ! Он должен выдержать, так мне хочется. И я тяну.
Хотя в глазах ночь, но чувствую, всё в порядке.
"Як" молодец, выдержал ! В глазах проясняется,
вижу горизонт, небо, землю. Здесь где - то должен быть вражеский
самолёт. Вот и "Арадо" ! Совсем рядом. Я рассчитал удачно.
И тут случилось то, чего я перестал уже опасаться. Раздался взрыв,
удар по голове. Я захлебнулся от чего - то густого, холодного. В
глазах опять потемнело. Сознание чётко отметило: это моя последняя
атака. Разрыв снаряда в в кабине... Но почему обдало холодом, а
не жаром и я не чувствую ни боли, ни палящего огня ? Рассыпался
самолёт ?.. Однако передо мной снова небо, земля, горизонт и "Арадо".
Истребитель Як-3.
На такой машине закончил войну А. В. Ворожейкин.
Мой "Як" цел. А взрыв, удар ?.. Вот оно что - сорвало
с кабины фонарь, и холодный воздух хлестнул мне в лицо. Беру "Ародо"
в прицел ! Вот неудача. Вражеский самолёт уже далеко, могу не попасть.
Стреляю. Великолепно ! Шнуры трассирующих снарядов и пуль догнали
противника и впились в его тело. Из "Арадо" брызнули искры,
огонь, повалил густой дым и самолёт скрылся в берлинской гари. Досадно
! Возможно, враг всё же споткнулся и врезался в землю ?
- Где реактивный самолёт ? - запросил я землю.
- Куда - то пропал, не видно ! - отвечают мне.
В воздухе мы уже 40 минут. У Як-3 горючего хватает
только на час. Скорее на аэродром ! Механик самолёта Ефим Смоленский
встревожился, когда увидел, что я прилетел без фонаря. Да, очевидно,
и мой внешний вид насторожил его. Он прыгнул на крыло:
- Что с вами, товарищ Майор ?
- Со мной ничего, а вот с машиной непорядок.
- Фонари не выдерживают больших скоростей. Это нужно
учитывать.
"Какая пустячная недоделка, - про себя отметил
я, снимая с головы шлемофон, - а сколько принесла неприятностей
!"
( Из книги Арсения Ворожейкина - "Солдаты неба" )
|