ЕМЕЛЬЯНЕНКО
Василий Борисович
Герой Советского Союза

Василий Емельяненко родился 16 Января 1912 года в
посёлке Николаевский, ныне город Николаевск Волгоградской области,
в семье рабочего. Окончив неполную среднюю школу, учился на рабфаке.
В 1932 году по стране прокатился клич: "Комсомолец - на самолёт
!". И Василий, студент композиторского факультета при Московской
консерватории, поступил в Саратовскую школу пилотов Осоавиахима,
которую окончил в 1933 году. Затем его направили в Центральную лётно
- инструкторскую школу в Москве. Окончив её в 1934 году, работал
в аэроклубах: Нальчикском, Черниговском, Николаевском.
С Июня 1941 года в рядах Красной Армии. Боевую деятельность
начал под Бобруйском в составе 4-го штурмового авиационного полка.
Этот полк первым в ВВС получил на вооружение в 1941 году новейший
по тем временам бронированный самолёт Ил-2. До начала войны лётчики
полка успели совершить на них лишь несколько ознакомительных полётов.
"Строем ещё не летали, а из пушек и пулемётов на полигоне никому
и очереди выпустить не пришлось... Как прицельно сбрасывать бомбы
и пускать реактивные снаряды - никто представления не имел",
- вспоминал позднее Василий Емельяненко.
1 Июля 1941 года лётчики полка приняли боевое крещение
на подступах к Березине и Бобруйску. Недостатки в подготовке лётного
состава и упрощённая тактика боевого применения нового штурмовика
- атака наземных целей с пологого пикирования, в результате чего
Ил-2 подвергались прицельному сосредоточенному огню зенитных средств
противника, привели к большим потерям. Так, лишь за первые 3 дня
боевых действий 4-й ШАП потерял 20 лётчиков ( к концу войны боевые
потери полка составили более 200 человек ). Бывало, что лётчик -
штурмовик после 10 успешных боевых вылетов получал звание Героя
Советского Союза ( а обычно - после 100 вылетов ).
После полутора месяцев напряжённых боёв полк был выведен
в тыл на переформирование. После чего, отправлен на Южный фронт.
Лётчики 4-го ШАП участвовали в боях за Донбас, вели напряжённые
схватки в небе Кавказа, освобождали Севастополь. За большие успехи
на полях сражений, в Марте 1942 года, 4-й штурмовой авиаполк был
переименован в 7-й Гвардейский.
В дни боёв за Тамань в 7-м ГвШАП родилась песня, музыку
к которой написал Василий Емельяненко. Припев песни был такой:
Эх, "Ильюша", мой дружочек, штурманём ещё
разочек !..
К
Августу 1943 года штурман 7-го Гвардейского штурмового авиационного
полка ( 230-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия,
Северо - Кавказский фронт ) Гвардии Капитан В. Б. Емельяненко совершил
88 боевых вылетов, уничтожил и повредил 23 самолёта противника,
подбил и сжёг десятки танков и автомашин, нанёс врагу большой урон
в живой силе. В воздушных боях лично сбил 2 вражеских самолёта.
Сам Василий Борисович вспоминает об одном из поединков так:
- Я уже различал железнодорожное полотно, а когда
перевёл взгляд повыше, вдруг увидел летевший к Минеральным Водам
на одной с нами высоте двухмоторный самолёт с двумя килями. Он пересекал
наш курс, перемещаясь с правой стороны. Я принял его за истребитель
- штурмовик Ме-110. С ним шутки плохи: самолёт довольно маневренный,
с мощным вооружением. Мгновенно оценив обстановку, я решил уйти
под него вниз, чтобы остаться незамеченным - если он вступит в бой,
удара по станции нам уже не нанести.
Немецкий самолёт стремительно несется, не замечая
нас. И в этот миг мои пальцы легли на гашетки пушек и пулемётов,
глаза впились в перекрестье прицела - огонь ! Сверкнул сноп трасс,
вражеский самолёт пронесся левым бортом точно через огненную дорожку,
будто гася её, вздрогнул и начал круто отворачивать от меня, оставляя
густой дымный след. Немецкий лётчик, повернувшись хвостом, подставил
под прицел "спину". Я успел выпустить ещё одну длинную
очередь. Полыхнуло пламя - и горящий самолёт в крутой спирали скрылся
под крылом...
Спустя некоторое время нам удалось побывать на месте
его падения. Мы стояли около лежащего на брюхе двухкилевого самолёта,
который я сбил. Это оказался не "Мессершмитт-110", как
я полагал, а четырехместный бомбардировщик "Юнкерс Ju-86К",
которого нам ещё не приходилось видеть. Левый мотор у него сгорел
и превратился в труху. С правого я срубил отверткой круглую марку
фирмы "БМВ". На память. Начальник воздушно - стрелковой
службы полка Борис Лурье долго ходил вокруг самолёта и пересчитывал
пушечные пробоины. Их было 33...
13 Апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные
в боях с врагами, В. Б. Емельяненко было присвоено звание Героя
Советского Союза. К концу войны он совершил более 100 успешных боевых
вылетов.
После окончания войны Василий Борисович продолжил
службу в ВВС. В 1946 году окончил Военно - Воздушную академию и
работал в ней преподавателем тактики авиации. Кандидат военных наук,
доцент. С 1960 года Полковник Б. В. Емельяненко - в запасе. Награждён
орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени,
Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "Знак
Почёта", медалями. Последнее время жил в Москве. Член Союза
писателей СССР. Автор книги "В военном воздухе суровом"
|