На главную
Биография    Фильмография    Статьи    Галерея    Памяти Маэстро    В бой идут одни "старики"    Форум

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Тема "Леонид Быков и Краматорск" не исчерпает себя никогда. Пройдут десятилетия, вырастут поколения, воспитанные на "заморочках" сети Интернет. Однако у краматорчан (и не только у них) интерес к Быкову-земляку не состарится и не иссякнет.

Объяснение этому очень простое. Леонид Быков олицетворял человечность, искренность в чувствах и доброту. Без этих качеств людям не выжить в грядущем. Очевидно, настанет день, когда фильмы Быкова обретут славу чудодейственного бальзама. Их будут смотреть, чтобы вспомнить, как это - от души рассмеяться. Или ради того, чтобы снять душевный стресс. Сопереживая его героям, легче заплакать и смыть горькими слезами ржавчину на душе. Памятник Быкову, наш старый и добрый Дворец - Мекка нынешних и будущих краматорчан. В жизни и на сцене Маэстро был трагик, комик, а нередко - словно приникшая к белой березе грусть. Вот почему у его памятника будут всегда лежать цветы - знак благодарности, признания, памяти. Каждому из нас не мешало бы стать чуточку им. Он же - один для всех. И другого такого не будет.

В Краматорске достаточно найдется людей, которым есть что рассказать о Быкове-земляке. Кто-то жил по соседству, кто-то с ним учился в техникуме или побывал на премьере и запомнил его проникновенные слова. Понятно, что россыпи памяти - пока только штрихи биографии, житейские эпизоды - и только. Портрет парня с "Прокатки", вероятно, вырисуется потом. Правда, время при этом - худший помощник. Значит даже краткое, но правдивое воспоминание о Леониде Быкове актуально и необходимо уже сегодня.

В моем архиве хранится рассказ, записанный со слов жителя поселка Прокатчиков Николая Архиповича Склярова. В нем представлен маленький эпизод из жизни Леонида Быкова - актера Харьковского государственного академического театра им.Шевченко. Время события -февраль 1959 года. Место события - Краматорск, ДК им.Ленина.

В конце 50-х гг., - вспоминал Николай Архипович, - после службы в армии, я работал станочником на СКМЗ. Однажды меня вызвали в заводской комитет комсомола и сообщили, что принято решение о создании специального комсомольского отряда. Его задача - навести порядок на танцевальных молодежных вечерах в ДК им.Ленина. Создать спецотряд завком поручил мне.

В ту пору на танцах в ДК действительно царил хулиганский беспредел. Всякий раз в зале появлялась группа ребят во главе с дерзким и нахальным заводилой. Они бесцеремонно начинали двигаться сквозь скопление танцующих пар, пока вожак не выбирал себе очередную жертву. Понравившуюся девушку он хватал за руку, и ей приходилось с ним танцевать. Дружки грубо отталкивали предыдущего партнера, случалось, избивали его. Довольно часто после танцев хулиганы поджидали тех, кто посмел дать им отпор. В результате происходили драки, а то и поножовщина. Наш отряд быстро навел порядок. Мы действовали совместно с милицией, и вскоре молодежь стала относиться к нам с пониманием - нас восприняли как защитников.

В январе 1959-го стало известно, что в город на гастроли приедут актеры театра из Харькова, среди которых будет и наш земляк Л.Ф.Быков. В назначенные дни спецотряду предстояло выполнить уже привычную задачу.

Вечер. Мы в ДК - каждый член отряда на своем месте. Публика постепенно заполняет сияющий от яркого света зал Дворца. В какой-то момент я оказался за кулисами. Проходя мимо гримерной, где артисты готовились к выходу на сцену, вижу Леонида Быкова. Он еще не "в образе", дымит папироской. На нем белоснежная шелковая сорочка - выглядел безукоризненно! Неожиданно он подходит ко мне и говорит: "Послушай! Мне сказали, с "колосников" (см. Прим.) на сцену что-то сыпалось. Похоже, наверху кто-то есть. Забрались, видимо, через крышу, чтобы попасть на спектакль. Надо проверить, потому что это очень опасно. В Харькове гвоздь свалился сверху и травмировал артиста. Посмотри, пожалуйста. Там никого не должно быть".

До начала спектакля оставалось совсем мало времени, и я, не мешкая, взобрался по лестнице под самую крышу Дворца (над сценой она высокая!). Действительно, поверх "колосников", почти в кромешной темноте, притаилась чья-то фигура. Я к ней, а она - в сторону. Я - следом. Догнал! И повел к светящемуся проему. Уже на свету разглядел: "Морячок!" В черной короткой шинели, шапка на голове. Только весь вымазан - в известке, серой чердачной пыли. Да и я стал не лучше, пока бегал за ним. Опустились мы вниз (нарушитель, надо отдать ему должное, не сопротивлялся), а навстречу нам Быков. Остановились. Леонид, улыбаясь: "Слышь! Давай его отпустим. Он же не хулиганил. А то, что хотел попасть на спектакль, так это театру и нам, актерам, вроде бы, даже в плюс - свидетельство популярности. Пусть идет в зал, на балкон - пускай смотрит!" "Иди, служба!" - весело бросил он, обращаясь к морячку. И мы отпустили поклонника Талии (муза комедии - В.К.) с миром.

Таким запомнился мне Леня Быков. Да! В те годы были популярными и танцы, и спектакли в ДК - народ валом валил смотреть игру артистов местных и заезжих. Тогда свободные места в большом зале Дворца - исключительная редкость. Так же, как и на стадион, в ДК пробирались "зайцы". В данном случае - по пожарной лестнице на чердак, а дальше - как получится. Морячку повезло. Интересно, сам-то он эту встречу с Быковым помнит?

* * *

В начале февраля 1959 года "Краматорская правда" опубликовала отчет о пребывании в нашем городе Харьковского академического театра. Краматорчане тепло встречали гостей. Добрые слова рецензии посвящены Заслуженному артисту УССР Леониду Быкову. В спектакле "Дорога через Сокольники" В.Раздольского Быков сыграл роль Алеши Вронского, который искал свое место в обществе.

УвеличитьА пару лет назад автору этих строк был сделан приятный подарок - фотография, на которой запечатлен момент из спектакля "Дорога через Сокольники" на сцене ДК им.Ленина. Быков напомнил о себе! Редкая и очень дорогая сердцу каждого краматорчанина находка завершила рассказ Н.А.Склярова о близком нам человеке. Вот мы узнали, что происходило за кулисами. Теперь видим, как обстояло дело на сцене. Все как будто вчера - словно и не было сорока пролетевших лет. В случае с Быковым - это жизнь после смерти.

Примечание. "Колосники" - специальное потолочное устройство над сценой, в котором сквозь щели опускаются и поднимаются декорации, занавес и др.

Владимир КОЦАРЕНКО
Газета "Технополис" (г.Краматорск, Донецкая обл., Украина)
от 08.08.2002 г. №32. - С.6.

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика