На главную
12 декабря 2018 года - 90 лет со дня рождения Леонида Быкова!
Биография    Фильмография    Статьи    Галерея    Памяти Маэстро    В бой идут одни "старики"    Форум

ВОСПОМИНАНИЯ О МУЖЕСТВЕ

Революция, гражданская война. Великая Отечественная... Время идет, отдаляя от нас, сегодняшних, события минувшего. Время приближает их к нам. Высвечивает новые подробности. Смывает случайное, обнажая существо. Возвращаясь к прошлому, мы прикасаемся. К настоящему - у его истоков. Оживить на экране историю - есть у нашего киноискусства и такая задача. Но куда важнее обнаружить там вечно живые начала, лежащие в основе социального и нравственного опыта, который нам надлежит хранить и умножать сегодня.

Тем, кто не вернулся
Новая работа киностудии имени А. Довженко "В бой идут одни "старики" (сценарий Л. Быкова, Е. Оноприенко. А. Сацкого, постановка Л. Быкова) - фильм авторский в строгом смысле этого термина Не только потому, что режиссер Леонид Быков является и одним из авторов сценария, и исполнителем центральной роли. Говоря "авторский фильм", я имею в виду не формальные обстоятельства, заверенные титрами, а цельность оригинальной идейно-художественной концепции произведения, пронизывающей и организующей его. Вот главное достоинство картины, обеспечивающее ей место в ряду заметных явлений советского кино последних лет.
Главное, но далеко не единственное.
По-разному можно увековечить красоту подвига. Гранит обелисков, бронза скульптур, пламя на могиле Неизвестного солдата... Да. это нужно людям, это останется на века! Но есть и другое - скромные деревянные звезды на безымянных холмиках, пожелтевшие от времени карточки в самодельных рамках, тонкие пачки писем-треугольников, сохраняемых как самая дорогая семейная реликвия. Память о прошлом прочна и многолика. И в том, что наше искусство сегодня, почти через тридцать лет после победы, вновь и вновь возвращается к темам войны, сказываются глубокие внутренние закономерности нашей духовной жизни, приметы времени.
Фильм "В бой идут одни "старики" тоже - о войне. Точнее, о людях на войне. И - просто о людях, о многих, разных; у каждого из них была своя жизнь, свой круг интересов, свои заветные думы... Война стала их общей судьбой.
Какими вы были, ребята, двадцатилетние лейтенанты военных выпусков? В летных школах вас обучали по ускоренной программе. Уже в боевой эскадрилье вас доучивали "ветераны", "старики", которым было едва за., двадцать. И скоро вы поднимались в небо, шли в бой вместе со "стариками", крыло к крылу...
Бережное, глубоко уважительное отношение режиссера к своим героям характеризует картину Л. Быкова. Стиль ее, свободный, естественный, как дыхание, допускает самые резкие и неожиданные эмоциональные перепады. Композиция - серия разнохарактерных эпизодов, сцепленных авторским замыслом, а не фабулой. Впрочем, здесь есть и история в обычном понимании слова, даже несколько историй: вспомним невероятные приключения гвардии капитана Алексея Титаренко, главного героя фильма, вспомним, что он почти ни разу не остается в кадре один.
Да я куда он денется от своей эскадрильи, от "второй поющей"! В небе ребята воюют рядом - на земле вместе поют. Потому что "война - это все
преходяще. А музыка вечна!" - говорит Титаренко.
Музыка, песни военных лет - важная "составляющая" выразительного строя картины. Щедрое обилие музыки (с экрана прозвучит чуть ли не десяток известных мелодий и песен) - это, конечно же, своего рода условность, по условность вполне уместная, не вступающая в противоречие с другими художественными
приемами постановки. Во всяком случае, нигде не возникает впечатления, что на экране идет "вставной номер". А например, эпизод гибели Сергея Скворцова, направившего горящий самолет в последнюю атаку на скопление воинских эшелонов гитлеровцев,- когда звуковым фоном изображения выбрана украинская народная песня (всего минуту назад пел ее Сергей!) - это просто блестящий образец звуко-зрительного режиссерского решения.
Актерский ансамбль фильма подобран очень тщательно, продуманно, причем запоминаются и основные персонален - Смуглянка (С. Подгорный), Кузнечик (С. Иванов), Ромео (Р. Сагдуллаев), и участники эпизодов, к примеру, Макарыч. пожилой механик на аэродроме, - в талантливом исполнении А. Смирнова. Что же касается Л. Быкова, то он, в общем, играет точно и с большим чувством, умело п деликатно "ведет" своих партнеров, задает верный тон, но, на наш взгляд, не до конца использует возможности роли.
Мотив мужества, героизма, ставшего нормой существования, главенствует в картине, но одновременно затрагивается и ряд других емких тем. Одна из них - тема интернационализма. Титаренко и его командир вспоминают, как воевали в Испании (не под Мадридом ли получил капитан Золотую звезду, а заодно - и свое прозвище Маэстро?..). В составе "второй поющей" служат сибиряк Алябьев, грузин Вано, узбек Ромео... Но и здесь создатели ленты избегают "громких слов" п какой бы то ни было навязчивости.
И только в самом конце, когда уже почти все сказано и остается место лишь для заключительного аккорда, тон фильма становится открыто патетическим. Тогда и появляются на экране Вечный огонь, кладбище русских солдат где-то за границей, а потом - надпись: "Не вернувшимся из боевых вылетов посвящается". Что ж, право на такой финал фильмом заслужено.

Н. Савицкий

 

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика