ДИСТАНЦИЯ - ПЯТНАДЦАТЬ РОЛЕЙ
НА ЭКРАНЫ города вышла новая кинокомедия "Зайчик",
созданная студией "Ленфильм". Зрители вновь встречаются
с известным киноактером Леонидом Быковым, знакомым по многим ролям.
И все-таки эта картина для Быкова - дебют.
У каждого актера своя судьба. И если мы скажем о Леониде
Быкове, что он актер комедийного дарования, то в общем будем правы.
Но все же творческий диапазон артиста гораздо шире, многограннее,
хотя именно комедийными ролями в первую очередь он снискал себе
признание и успех. Многие из зрителей помнят веселого, озорного,
неутомимого на выдумки украинского паренька Максима Перепелицу из
одноименного фильма. В сущности, с этого фильма и началось наше
настоящее знакомство с Л. Быковым, потому что именно здесь раскрылось
полнее, чем в предыдущих работах, его самобытное комедийное дарование.
Быков сумел по-своему, не повторяя других, рассказать о солдате
Перепелице - это был не только веселый парень вообще, а очень конкретный,
индивидуальный характер. И не случайно, конечно, пограничники Камчатки
уже много времени спустя после выхода этого фильма признавались
Л. Быкову: ""Максим Перепелица" записан нами на сверхсрочную
службу".
Природа комического сложна и всегда индивидуальна.
Обаяние Леонида Быкова в немалой степени зависит от присущей ему
особой "быковской" манеры игры. И эта манера складывается
из множества черт и черточек, будь то мягкий, с грустными или озорными
интонациями юмор, которым актер буквально умеет "пропитать"
свою роль, или склонность к скупому внешнему выражению чувств при
большой внутренней наполненности, или особые интонации голоса актера
и его мимика.
Леонид Быков прошел первую школу актерской игры в
драматическом театре Харькова. Он играл разные роли. Но среди них
была одна, которая лежит на главной линии его творческих интересов.
Это была роль Павки Корчагина в спектакле "Как закалялась сталь".
Немало воды утекло с тех пор. Не все созданное актером
было равноценно. Случалось так. что актер присутствовал на экране,
а талант его оставался за кадром. Слабый сценарный материал не давал
возможности создать интересный характер. В нескольких фильмах Быков
сыграл роли безответно влюбленных юношей. Нельзя сказать, что все
эти роли были неудачными. Удачные, но не глубокие.
Правда, и в этих ролях Леонид Быков зарекомендовал
себя как актер, умеющий всегда быть органичным на экране, всегда
оставаться смешным. Но "специализация/ на амплуа неудачного
любовника не удовлетворяла творческие поиски актера. Он понимал,
что над ним нависла опасность "заштамповаться" в потоке
похожих ролен. Поэтому особенно радостной была для него встреча
с образом Максима Перепелицы. С ним в творчество киноактера Быкова
вошла тема солдата.
О подвиге солдата-победителя рассказал Быков в поля
Алексея Акишина в фильме "Добровольцы". Акишин Быкова
- человек с беспокойным сердцем. В нем живет большой заряд человечности,
моральной чистоты и самоотверженности. Ставя центр внимания эти
качества в жизни своего героя, актер показывает, как героический
подвиг становится нравственной нормой поведения советского человека.
Вместе со всеми уходит Акишин в сорок первом защищать Родину. Но
смерть на торпедированной немцами подводной лодке показана в фильме
одновременно и как его бессмертие.
Убедительно и очень просто раскрывает Л. Быков героические
черты характера в другом образе солдата войны, молодого танкиста
фильме "Майские звезды". Эта роль по своей протяженности
в фильме очень невелика. Но какой емкой сделал ее актер! В нескольких
эпизодах он сумел раскрыть мужество и доброту своего героя, танкиста,
погибшего на улицах освобожденной Праги.
Без внешнего наигрыша, без ложной патетики герои Быкова
совершают героические поступки. Все они очень жизненны, даже как-то
будничны, лишены исключительности. Но эго ничуть не отнимает у них
человеческого обаяния, а, может быть, как раз и придает его им.
У всех этих героев, разных по характерам и жизненным биографиям,
есть совпадение - все они сродни Павке Корчагину в главном: в своей
эмоциональной устремленности, внутренней страстности, одержимости.
Зрители поверила в бойцов Л. Быкова и полюбили их.
А одна воинская часть в Мурманске даже присвоила артисту звание
сержанта за эти роли.
В каждой новой роли Л. Быков стремится находить свежие краски. Но
везде виден он сам, с его мягким юмором и своеобразным лиризмом.
Да. лирическая атмосфера сопутствует героям Л. Быкова, в том числе
и комедийным. Поэтому не такой уж дерзкой была мысль взяться за
роль лирического плана в фильме "Алешкина любовь". Алешка
Быкова отнюдь не сентиментален. Лиричность его подсвечена Теплым
юмором. Для его Алеши любовь - это, прежде всего, отзывчивость,
вера в человека.
Смех Леонида Быкова всегда подразумевает что-то серьезное.
Будь то яркая комедийная роль моряка Ричарда, отчаянного хвастуна
и враля, скрывающего под маской ветрогона сердце заботливого и чуткого
отца (фильм "Когда разводят мосты"), или его новая актерская
работа - в кинокомедии "Зайчик".
Эта картина одновременно и режиссерский дебют Быкова.
Он снимал ее по сценарию К. Рыжова, М. Гиндина и Г. Рябкина.
Главный герой фильма - скромный и тихий театральный парикмахер по
фамилии Зайчик (его-то и играет Л. Быков) - то и дело вовлекается
я различные комические ситуации. Смертельный диагноз, предсказанный
врачом "натуральному" зайцу. Зайчик ошибочно принимает
на свой счет. Готовясь к смерти, он по-новому глядит на себя, на
свою жизнь.
История робкого человека рассказана в фильме с той
легкостью и непринужденностью, которые так необходимы в комедии.
Но юмор, веселая шутка, острота не исчерпывают содержания фильма
"Зайчик". Отдельные его эпизоды приобретают звучание сатирическое.
У этой кинокомедии есть точный адрес: она высмеивает бездушных формалистов,
бюрократов, губящих всякое живое дело. Комедийный аффект возникает
в фильме из несоответствия общепринятой логики с той, которая свойственна
Зайчику. Именно он самый робкий человек (а не сильный, как обычно),
вступает в борьбу с бюрократом Шабашниковым.
То обстоятельство, что Л. Быков заостряет в своем герое такие черты
характера, как робость и застенчивость, не делает "тот образ
однолинейным. За робостью, за внешним комизмом актер обнаруживает
человека доброго, чистого душой и в нужные моменты решительного.
По-настоящему смешными и острыми получились в фильме
сцены в кабинете Шабашникова. Дуэт двух актеров-Л. Быкова и И. Горбачева
- то и дело высекает искру веселого смеха у зрителей. Бюрократ у
Горбачева не выглядят злонамеренным: вежливые слова, улыбка. Но
сколько выдумки и изобретательности нужно Зайчику для получения
"автографа" на заявлении, сколько раз приходится штурмовать
крепость бюрократа, прежде чем она дрогнет.
Контраст двух отношений к делу стремится подчеркнуть
постановщик и в эпизодах, связанных с жизнью среднего драматического
театра". В картине есть еще немало удачных эпизодов и актерских
работ. Но не все удалось в фильме. Главный упрёк следует сделать
сценаристам, которые не сумели слить воедино отдельные эпизоды.
Их соединение чисто механическое, не обусловленное логическим, естественным
течением действия.
Еще рано говорить о режиссерском методе Быкова, он
по сути не сложился. Но ясно уже одно: у режиссера Быкова есть главное
- понимание комического, острота взгляда на вещи.
Пятнадцать ролей сыграно Л. Быковым в кино. Но у талантливого
актера лучшая роль всегда впереди.
Л.Калентьева.
Ленинградская правда.
27 июня 1965г.
|