На главную
Биография    Фильмография    Статьи    Галерея    Памяти Маэстро    В бой идут одни "старики"    Форум

ДИСТАНЦИЯ - ПЯТНАДЦАТЬ РОЛЕЙ

НА ЭКРАНЫ города вышла новая кинокомедия "Зайчик", созданная студией "Ленфильм". Зрители вновь встречаются с известным киноактером Леонидом Быковым, знакомым по многим ролям. И все-таки эта картина для Быкова - дебют.

У каждого актера своя судьба. И если мы скажем о Леониде Быкове, что он актер комедийного дарования, то в общем будем правы. Но все же творческий диапазон артиста гораздо шире, многограннее, хотя именно комедийными ролями в первую очередь он снискал себе признание и успех. Многие из зрителей помнят веселого, озорного, неутомимого на выдумки украинского паренька Максима Перепелицу из одноименного фильма. В сущности, с этого фильма и началось наше настоящее знакомство с Л. Быковым, потому что именно здесь раскрылось полнее, чем в предыдущих работах, его самобытное комедийное дарование. Быков сумел по-своему, не повторяя других, рассказать о солдате Перепелице - это был не только веселый парень вообще, а очень конкретный, индивидуальный характер. И не случайно, конечно, пограничники Камчатки уже много времени спустя после выхода этого фильма признавались Л. Быкову: ""Максим Перепелица" записан нами на сверхсрочную службу".

Природа комического сложна и всегда индивидуальна. Обаяние Леонида Быкова в немалой степени зависит от присущей ему особой "быковской" манеры игры. И эта манера складывается из множества черт и черточек, будь то мягкий, с грустными или озорными интонациями юмор, которым актер буквально умеет "пропитать" свою роль, или склонность к скупому внешнему выражению чувств при большой внутренней наполненности, или особые интонации голоса актера и его мимика.

Леонид Быков прошел первую школу актерской игры в драматическом театре Харькова. Он играл разные роли. Но среди них была одна, которая лежит на главной линии его творческих интересов. Это была роль Павки Корчагина в спектакле "Как закалялась сталь".

Немало воды утекло с тех пор. Не все созданное актером было равноценно. Случалось так. что актер присутствовал на экране, а талант его оставался за кадром. Слабый сценарный материал не давал возможности создать интересный характер. В нескольких фильмах Быков сыграл роли безответно влюбленных юношей. Нельзя сказать, что все эти роли были неудачными. Удачные, но не глубокие.

Правда, и в этих ролях Леонид Быков зарекомендовал себя как актер, умеющий всегда быть органичным на экране, всегда оставаться смешным. Но "специализация/ на амплуа неудачного любовника не удовлетворяла творческие поиски актера. Он понимал, что над ним нависла опасность "заштамповаться" в потоке похожих ролен. Поэтому особенно радостной была для него встреча с образом Максима Перепелицы. С ним в творчество киноактера Быкова вошла тема солдата.

О подвиге солдата-победителя рассказал Быков в поля Алексея Акишина в фильме "Добровольцы". Акишин Быкова - человек с беспокойным сердцем. В нем живет большой заряд человечности, моральной чистоты и самоотверженности. Ставя центр внимания эти качества в жизни своего героя, актер показывает, как героический подвиг становится нравственной нормой поведения советского человека. Вместе со всеми уходит Акишин в сорок первом защищать Родину. Но смерть на торпедированной немцами подводной лодке показана в фильме одновременно и как его бессмертие.

Убедительно и очень просто раскрывает Л. Быков героические черты характера в другом образе солдата войны, молодого танкиста фильме "Майские звезды". Эта роль по своей протяженности в фильме очень невелика. Но какой емкой сделал ее актер! В нескольких эпизодах он сумел раскрыть мужество и доброту своего героя, танкиста, погибшего на улицах освобожденной Праги.

Без внешнего наигрыша, без ложной патетики герои Быкова совершают героические поступки. Все они очень жизненны, даже как-то будничны, лишены исключительности. Но эго ничуть не отнимает у них человеческого обаяния, а, может быть, как раз и придает его им. У всех этих героев, разных по характерам и жизненным биографиям, есть совпадение - все они сродни Павке Корчагину в главном: в своей эмоциональной устремленности, внутренней страстности, одержимости.

Зрители поверила в бойцов Л. Быкова и полюбили их. А одна воинская часть в Мурманске даже присвоила артисту звание сержанта за эти роли.
В каждой новой роли Л. Быков стремится находить свежие краски. Но везде виден он сам, с его мягким юмором и своеобразным лиризмом. Да. лирическая атмосфера сопутствует героям Л. Быкова, в том числе и комедийным. Поэтому не такой уж дерзкой была мысль взяться за роль лирического плана в фильме "Алешкина любовь". Алешка Быкова отнюдь не сентиментален. Лиричность его подсвечена Теплым юмором. Для его Алеши любовь - это, прежде всего, отзывчивость, вера в человека.

Смех Леонида Быкова всегда подразумевает что-то серьезное. Будь то яркая комедийная роль моряка Ричарда, отчаянного хвастуна и враля, скрывающего под маской ветрогона сердце заботливого и чуткого отца (фильм "Когда разводят мосты"), или его новая актерская работа - в кинокомедии "Зайчик".

Эта картина одновременно и режиссерский дебют Быкова. Он снимал ее по сценарию К. Рыжова, М. Гиндина и Г. Рябкина.
Главный герой фильма - скромный и тихий театральный парикмахер по фамилии Зайчик (его-то и играет Л. Быков) - то и дело вовлекается я различные комические ситуации. Смертельный диагноз, предсказанный врачом "натуральному" зайцу. Зайчик ошибочно принимает на свой счет. Готовясь к смерти, он по-новому глядит на себя, на свою жизнь.

История робкого человека рассказана в фильме с той легкостью и непринужденностью, которые так необходимы в комедии. Но юмор, веселая шутка, острота не исчерпывают содержания фильма "Зайчик". Отдельные его эпизоды приобретают звучание сатирическое. У этой кинокомедии есть точный адрес: она высмеивает бездушных формалистов, бюрократов, губящих всякое живое дело. Комедийный аффект возникает в фильме из несоответствия общепринятой логики с той, которая свойственна Зайчику. Именно он самый робкий человек (а не сильный, как обычно), вступает в борьбу с бюрократом Шабашниковым.
То обстоятельство, что Л. Быков заостряет в своем герое такие черты характера, как робость и застенчивость, не делает "тот образ однолинейным. За робостью, за внешним комизмом актер обнаруживает человека доброго, чистого душой и в нужные моменты решительного.

По-настоящему смешными и острыми получились в фильме сцены в кабинете Шабашникова. Дуэт двух актеров-Л. Быкова и И. Горбачева - то и дело высекает искру веселого смеха у зрителей. Бюрократ у Горбачева не выглядят злонамеренным: вежливые слова, улыбка. Но сколько выдумки и изобретательности нужно Зайчику для получения "автографа" на заявлении, сколько раз приходится штурмовать крепость бюрократа, прежде чем она дрогнет.

Контраст двух отношений к делу стремится подчеркнуть постановщик и в эпизодах, связанных с жизнью среднего драматического театра". В картине есть еще немало удачных эпизодов и актерских работ. Но не все удалось в фильме. Главный упрёк следует сделать сценаристам, которые не сумели слить воедино отдельные эпизоды. Их соединение чисто механическое, не обусловленное логическим, естественным течением действия.

Еще рано говорить о режиссерском методе Быкова, он по сути не сложился. Но ясно уже одно: у режиссера Быкова есть главное - понимание комического, острота взгляда на вещи.

Пятнадцать ролей сыграно Л. Быковым в кино. Но у талантливого актера лучшая роль всегда впереди.

Л.Калентьева.
Ленинградская правда.
27 июня 1965г.

 

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика