Как создавался радиоспектакль "Максим Перепилица".
Отрывок из книги Турбина В. С. "Режиссер радио- и телетеатра".
Большую популярность приобрел у радиослушателей герой
Ивана Стаднюка - Максим Перепелица. А началось все так.
Однажды летом 1953 года редактор Ольга Новикова предложила мне прочесть
рассказ. На книжке небольшого формата стояла незнакомая фамилия
- Иван Стаднюк, там было несколько рассказов и среди них "Максим
Перепелица на побывке", о котором шла речь. С добрым народным
юмором автор рассказывал, как бравый сержант Перепелица провел в
родном селе краткосрочный отпуск. Рассказ подкупал авторской интонацией,
характером героя, общей атмосферой. Никаких сложных проблем там
не было, но за всеми милыми и забавными событиями чувствовалась
любовь народа к армии, непосредственность и чистота взаимоотношений.
Но для того чтобы на основе этого рассказа сделать сценарий, нужна
была работа автора. Пригласили его в редакцию.
Через несколько дней в отдел советской литературы вошел молодой
крепко скроенный военный с погонами майора. Он не производил впечатления
решительного, видавшего виды боевого офицера - был несколько стеснительным,
неторопливым, тихим. Позже мы узнали, что Иван Фотиевич прошагал
много тяжелых военных километров, начиная с первых дней войны.
Предложение наше было принято. Работа пошла легко, и через некоторое
время готовый сценарий всех нас обрадовал.
На главную роль пригласили молодого артиста МХАТ Алексея Покровского,
на роль его товарища сержанта Степана Левады - Владимира Трошина.
Музыкальной основой спектакля были песни, народные украинские и
современные советские. Композитор К. А. Корчмарев в оркестровке
удачно соединил скрипки и народные инструменты.
Никаких творческих мук, сомнений, поисков. Все сложилось как будто
само собой.
А как же было в данном случае с замыслом, концепцией, толкованием
материала? Что игралось? Игрался праздник солдатской побывки, начиная
с его предвкушения и кончая прощанием. И все. Но зерно праздника
было лирико-комедийным.
Премьера прошла 1 января 1954 года. Имела исключительный успех у
радиослушателей.
Жаль было расставаться с автором и его симпатичным героем. Решили
продолжить. Вернее, написать предысторию - "Как Максим Перепелица
стал солдатом". Нужно было делать вполне оригинальный сценарий
для радио. Это должна быть история о том, как из парня, который
доставлял много хлопот родителям и окружающим, в армии получился
тот бравый сержант, который так понравился в первой постановке.
Как построить драматургию? Остановились на таком каркасе: призыв
в армию, эпизоды армейского быта, в каждом делается акцент на одной
из сторон солдатской жизни: физическая подготовка, учения, солдатская
смекалка, дружба и т. д. И в этом процессе Максим преодолевает свои
недостатки, постепенно формируется и закаляется его характер.
Иван Фотиевич свое дело сделал. Снова были все подкупающие качества:
народный юмор, духовное здоровье, живой выразительный язык и, конечно,
песни. Снова вопрос: что играть? Как будто все ясно: как благотворно
влияет на парня армейское воспитание. Но сказать это - значит ничего
не сказать. Это не ответ на коренной вопрос. Нужно было найти то
точное определение, ответ на главный вопрос, который сразу получил
бы эмоциональный отклик у актеров, дал бы им конкретную ориентацию,
определил бы атмосферу всей будущей радиопостановки.
Я вспоминал свою службу в армии: ночные тревоги, форсированные марши
в противогазах, броски с материальной частью, то есть с пулеметами
на себе; многокилометровые походы с тактической задачей, и пыль,
и снег, и грязь, и ледяной ветер, и жару, и жажду, и слаще любого
лимонада воду, зачерпнутую пилоткой из какой-то лужи, и песни, снимающие
усталость; парады - утреннее солнце на граненых штыках и над батальоном
- "Вставай, не спи, кудрявая", притихшую Красную площадь,
"Я сын трудового народа" и гулкий отклик брусчатки на
чеканный шаг равняющихся на Мавзолей шеренг... Было во всем этом
нечто, благодаря чему я ни разу не пожалел о том времени, хотя оно
почти на два года прервало мою работу в театре.
Наконец слово было найдено. Показать, как формируется характер "горячим
способом". Путь к постижению логики поведения Максима и его
товарищей был открыт. Мы все почувствовали атмосферу, "температуру"
солдатской жизни. Открытый здоровый темперамент, в эпизодах, где
есть дух соревнования,- азарт молодости. Полнокровно. Мужественно.
Постановка, как и предполагалось, пошла в эфир 8 мая 1954 года.
Была третья передача о полюбившемся герое "Как Максим Перепелица
выполнял задание". В этом случае была попытка соединить нашего
героя с вполне конкретными известными людьми…
Вернуться на страницу фильма >>
|